Античность

РАСЦВЕТ ГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИХОДИТСЯ НА «АФИНСКИЙ» ПЕРИОД (5 ВЕК ДО Н.Э.). ИМЕННО ЭТА ЭПОХА ПОДАРИЛА НАМ КЛАССИЧЕСКИЕ КАНОНЫ В АРХИТЕКТУРЕ И ВО ВСЕХ ВИДАХ ИСКУССТВА.

ПАВИЛЬОН АНТИЧНОСТИ – СТИЛИЗОВАННЫЙ ХРАМ ЗЕВСА, ПОСТРОЕННЫЙ ПО АНТИЧНЫМ КАНОНАМ И ВОССОЗДАЮЩИЙ ОБЛИК КЛАССИЧЕСКОЙ ГРЕЦИИ. СКУЛЬПТУРЫ АФРОДИТЫ И ГАЛАТЕИ УКРАШАЮТ ПАРАПЕТЫ ГРАНИТНЫХ СТУПЕНЕЙ.

ВЫСОКАЯ ДУБОВАЯ ДВЕРЬ, НАД КОТОРОЙ РАСПАХНУЛА ОБЪЯТЬЯ РУКОКРЫЛАЯ БОГИНЯ ПОБЕДЫ НИКА. ОНА И ОРЕЛ - АТРИБУТЫ ЗЕВСА-ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ И ГРОМОВЕРЖЦА. ВОЙДЕМ ВНУТРЬ ХРАМА.

ГРЕЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНА ДВУМЯ РЕЛЬЕФНЫМИ ПАННО, НА КОТОРЫХ ВЫСЕЧЕНЫ ИЛЛЮСТРАЦИИ ГОМЕРОВСКОЙ «ИЛИАДЫ». ГОМЕР - ЭТО ЭПОХА СТАНОВЛЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ГРЕЦИИ, КОГДА ГОРОДА-ПОЛИСЫ СТАЛИ ОБЪЕДИНЯТЬСЯ В ЕДИНУЮ НАРОДНОСТЬ. И ПРИЧИНУ ЭТОГО ПРОЦЕССА, КОТОРАЯ СВОЙСТВЕННА ВСЕМ НАРОДАМ, ВКЛЮЧАЯ ДРЕВНЮЮ РУСЬ, МЫ НАХОДИМ У ГОМЕРА. ОБЩИЙ ВРАГ И ВОЙНА. ИМЕННО ВОЙНА, КАК ПРОГРЕСС И ТРАГЕДИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, РАССМАТРИВАЕТСЯ В ХРАМЕ ЗЕВСА. ВОЗМОЖНО, ЧТО, НАХОДЯСЬ ВОЗЛЕ ДВУХМЕТРОВОЙ СТАТУИ «ОТЦА БОГОВ», КТО-ТО ВПЕРВЫЕ ДЛЯ СЕБЯ ОТКРОЕТ ФИЛОСОФСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТАКОГО СТРАШНОГО ВСЕ ОБЩЕГО ЯВЛЕНИЯ, КАК ВОЙНА.

ГОМЕР ПРЕДСТАВЛЕН В ПАВИЛЬОНЕ КАК ПЕРВЫЙ АВТОР, ВОСПЕВШИЙ И ОСУДИВШИЙ ВОЙНУ, И САМА ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА, КАК МАТЕРЬ ВОЙН ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ, РАСКРЫТА ЗДЕСЬ В ПРИЧИНЕ СВОЕЙ И СЛЕДСТВИИ.

НЕСЛУЧАЙНО ЦЕНТРАЛЬНОЕ ВЕРХНЕЕ МЕСТО НА ПЕРВОЙ СТЕНЕ ЗАНИМАЕТ ОБРАЗ ЭРИДЫ, БОГИНИ РАЗДОРА, КОТОРАЯ СО ЗМЕЯМИ И ФАКЕЛОМ В РУКАХ ЛЕТИТ В СТАН ГРЕКОВ РАЗЖИГАТЬ ВРАЖДУ. ВРАЖДА ЗАРОЖДАЕТСЯ В ДУШЕ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА И, КАК БОЛЕЗНЬ, РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ВСЕХ, ПРЕВРАЩАЯСЬ В ЭПИДЕМИЮ, ИМЯ КОТОРОЙ - ВОЙНА. ДО СИХ ПОР ЕДИНСТВЕННЫМ ЛЕКАРСТВОМ ОТ ЭТОЙ БОЛЕЗНИ БЫЛА СМЕРТЬ. ПОЭТОМУ БОГ ТАНАТОС ЗДЕСЬ ТАК ПЕЧАЛЬНО И БЕЗУЧАСТНО ВЗИРАЕТ СВЕРХУ СВОИМИ ПУСТЫМИ ГЛАЗНИЦАМИ НА ДЕЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА. ПОЭТОМУ И ФРАЗА САМОГО ЗЕВСА ИЗ «ИЛИАДЫ» ЗВУЧИТ ТАК СКОРБНО: «...ИЗ ТВАРЕЙ, КОТОРЫЕ ДЫШАТ И ПОЛЗАЮТ В ПРАХЕ, ИСТИННО, В ЦЕЛОЙ ВСЕЛЕННОЙ НЕСЧАСТНЕЕ НЕТ ЧЕЛОВЕКА...».

ИСТОЧНИКИ ЭТОГО НЕСЧАСТЬЯ, ВОЗМОЖНО, РАСКРЫТЫ В ПЕРВОЙ ВЫСЕЧЕННОЙ ФРАЗЕ, ПРИНАДЛЕЖАЩЕЙ ЦАРЮ МЕНЕЛАЮ, У КОТОРОГО ГЕРОИ ТОЛЬКО ЧТО ВЕРОЛОМНО ПОХИТИЛИ ЖЕНУ, ПРЕКРАСНУЮ ЕЛЕНУ. ОБМАНУТЫЙ И ПОТРЯСЕННЫЙ ЦАРЬ В СЕРДЦАХ ВОСКЛИЦАЕТ: «ВСЕМ ЧЕЛОВЕК НАСЫЩАЕТСЯ: СНОМ И ЛЮБОВЬЮ, ПЕНИЕМ СЛАДОСТНЫМ, ПЛЯСКОЙ НЕВИННОЙ, НО НЕ МОЖЕТ НАСЫТИТЬСЯ БРАНЬЮ!» ЦАРЬ УЖЕ ПОНИМАЕТ, ЧТО СЛЕДСТВИЕМ ЭТОГО ПОХИЩЕНИЯ БУДЕТ БРАНЬ, БУДЕТ ВОЙНА, ВЕЛИКАЯ ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА...

СТОЯ В ЭТОМ ХРАМЕ, ПЕРЕД ГОМЕРОМ, МОЖНО БЕСКОНЕЧНО ДОЛГО РАССУЖДАТЬ ОБ ИСТИННЫХ И ЛОЖНЫХ ПРИЧИНАХ ВОЙНЫ, О КРАСИВЫХ МИФАХ, В КОТОРЫЕ ЭТИ ПРИЧИНЫ ОБЛЕКАЮТСЯ. НО, ЗАМЕТИВ ВЫСЕЧЕННУЮ ФРАЗУ НАД ГОЛОВОЙ ЗЕВСА, СЛЕДУЕТ ПРОСТО УМОЛКНУТЬ. ИБО ОНА ГЛАСИТ: «ВСЕ ИЗ ТЕБЯ ИСТЕКАЕТ». ЭТА ФРАЗА ТО ЖЕ ИЗ ГОМЕРА. ИМЕННО ЕЙ ЗАВЕРШАЛОСЬ ОБРАЩЕНИЕ ГЕРОЕВ К ВЕРХОВНОМУ БОГУ: «ТЫ, ВСЕМОГУЩИЙ, ОТЕЦ-ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ, ВСЕ ИЗ ТЕБЯ ИСТЕКАЕТ!..» И ЗАТЕМ СЛЕДОВАЛА ПРОСЬБА. НО ЗДЕСЬ ЭТА ФРАЗА ЗВУЧИТ ЗЕРКАЛЬНО, ОНА ЗВУЧИТ КАК ОТВЕТ НА ВСЯКУЮ ПРОСЬБУ, НА ЖАЛОБУ И ПРОБЛЕМУ - ОДИН ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЙ ОТВЕТ: ВСЕ ИЗ ТЕБЯ ИСТЕКАЕТ!

ЗАДУМАЕМСЯ И СДЕЛАЕМ ПАУЗУ...КЛАССИЧЕСКАЯ АНТИЧНОСТЬ – ЭТО ЕЩЕ И ДРЕВНИЙ РИМ. В ХРАМЕ САМА ФИГУРА ЗЕВСА, ОБРАЩЕННОГО ЮПИТЕРОМ, ЯВЛЯЕТСЯ ОРГАНИЧЕСКИМ ПЕРЕХОДОМ ОТ ГРЕЧЕСКИХ МИФОВ К РАННЕЙ ИСТОРИИ. РИМ. ВЕЧНЫЙ ГОРОД, ГДЕ ВОЙНА УЖЕ НЕ ТОЛЬКО ФИЛОСОФИЯ, НО И ОБРАЗ ЖИЗНИ, ПРИНЦИП ЖИЗНЕУТВЕРЖДЕНИЯ И ПРОЦВЕТАНИЯ. ОТСЮДА И САКРАМЕНТАЛЬНЫЕ ФРАЗЫ, ЗАНЯВШИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЕ МЕСТО НА ПЕРВОМ ПАННО: «СЧАСТЛИВЫ ОБЛАДАЮЩИЕ, ГОРЕ ПОБЕЖДЕННЫМ!»

ВОЙНА, СТАВШАЯ ОСНОВОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ, ПРЕВРАТИЛАСЬ В НАУКУ, В ИСКУССТВО. ВОЙНУ ВОСПЕВАЛИ, ВОИНОВ ОБОЖЕСТВЛЯЛИ. ИСКУССТВО УБИВАТЬ ВОЗВЕЛОСЬ НА УРОВЕНЬ ЭСТЕТИКИ, УБИЙСТВА СТАЛИ РАЗВЛЕЧЕНИЕМ. И ВДРУГ КОРОТКАЯ ЭПИТАФИЯ ЛУКИАНА НА СМЕРТЬ ПЯТИЛЕТНЕГО МАЛЬЧИКА: «Я, КАЛИМАХ, ПЯТИЛЕТНИЙ РЕБЕНОК, СМЕРТЬЮ БЕЗЖАЛОСТНОЙ В ЦАРСТВО ТЕНЕЙ БЫЛ УНЕСЕН… НО НЕ СКОРБИ ОБО МНЕ, ЧТО ТАК МАЛО Я ЖИЗНИ ИЗВЕДАЛ, МАЛО И ГОРЯ ЗАТО ДОВЕЛОСЬ МНЕ УЗНАТЬ».

И НАЛИЦО УЖЕ ФИЛОСОФСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ ВСЕХ УСТАНОВОК И ЦЕННОСТЕЙ.ВОЙНА ПОРОДИЛА ВЕЛИКУЮ ИМПЕРИЮ РИМА, И ВОЙНА ЖЕ ЕЕ ПОГУБИЛА… НО НЕЛЬЗЯ С ВОДОЙ ВЫПЛЕСНУТЬ РЕБЕНКА. ПОРОДИВ ВОЕННУЮ НАУКУ, РИМЛЯНЕ ВПЕРВЫЕ СФОРМУЛИРОВАЛИ ОСНОВЫ ПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА. РИМСКАЯ ЮСТИЦИЯ И СЕЙЧАС ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА. С ВОЕННОЙ НАУКОЙ ОФОРМИЛОСЬ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, СТАВШЕЕ ВПОСЛЕДСТВИИ КЛАССИЦИЗМОМ НА ВСЕХ КОНТИНЕНТАХ.

 

  • РИМСКИЕ КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ:
  • ГДЕ ПРАВО НЕОПРЕДЕЛЕННО, ТАМ НЕТ ПРАВА.
  • БЛАГО НАРОДА - ВЫСШИЙ ЗАКОН.
  • ГЛАС НАРОДА - ГЛАС БОЖИЙ.

 

 

РАЗВЕ НЕ АКТУАЛЬНЫ ОНИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ? РАЗВЕ МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО МЕЧТА ДВУХТЫСЯЧЕЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ УЖЕ СБЫЛАСЬ? И РАЗВЕ НЕ АКТУАЛЕН ГОМЕР С ЕГО ПЕРЕОСМЫСЛЕННОЙ ФРАЗОЙ: «ВСЕ ИЗ ТЕБЯ ИСТЕКАЕТ»!?

 

Античность