Классицизм

ЦЕНТРАЛЬНОЕ МЕСТО В ПЕРВОЙ ЧАСТИ ПАРКА ЗАНИМАЕТ АНТИЧНЫЙ ХРАМ, ЗАДАВАЯ ТЕМ САМЫМ СТИЛЬ КЛАССИЦИЗМА, ВЫБОР КОТОРОГО ВПОЛНЕ ОПРАВДАН.

КЛАССИЦИЗМ КАК АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ СФОРМИРОВАЛСЯ В ЭПОХУ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВМЕСТЕ С НИМ ОФОРМИЛИСЬ И ПЕРВЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ ПАРКИ, ПРИОБРЕТШИЕ ПОПУЛЯРНОСТЬ СРЕДИ ЗНАТИ. ПАРАЛЛЕЛЬНО С ПОЯВЛЕНИЕМ ПАРКОВ ФОРМИРОВАЛИСЬ ОСНОВНЫЕ ИХ АТРИБУТЫ – ФОНТАНЫ, БЕСЕДКИ, СКАМЕЙКИ, ВАЗОНЫ, ПАРКОВАЯ СКУЛЬПТУРА И ЭФФЕКТНОЕ ЭКЗОТИЧЕСКОЕ ОЗЕЛЕНЕНИЕ. ГЛАДЬ ГАЗОНОВ И ГЕОМЕТРИЯ КУСТАРНИКОВ, СТРИЖКА ДЕРЕВЬЕВ И ЦВЕТОЧНЫЕ КЛУМБЫ – ВСЕ ПРИОБРЕТАЛО ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ И СОЗДАВАЛО ГАРМОНИЧНУЮ ЦЕЛОСТНОСТЬ.

ИЗВЕЧНОЕ СТРЕМЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА СОВМЕСТИТЬ АРХИТЕКТУРУ И ЖИВУЮ ПРИРОДУ НАШЛО СВОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПАРКОВ. ВЕДЬ ПАРК – ЭТО ГАРМОНИЧНОЕ СОЧЕТАНИЕ РАЗНЫХ СТИХИЙ, В КОТОРЫХ СУЩЕСТВУЕТ ЧЕЛОВЕК. ЭТО ДАВНЯЯ МЕЧТА О ЗАВЕТНОМ УГОЛКЕ, РАЕ, ГДЕ НЕТ МЕСТА ВРАЖДЕ И ГОРЕСТИ.

ДЕРЕВЬЯ, ЗЕЛЕНЬ И ЦВЕТЫ, ВОДА И КАМНИ, ОЧАГ, КАК СИМВОЛ УКРОЩЕНИЯ ОГНЯ – ТО САМОЕ

ПРОСТРАНСТВО, ГДЕ ЧЕЛОВЕКУ ХОЧЕТСЯ БЫТЬ, ГДЕ ОН ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ КОМФОРТНО.

КЛАССИЦИЗМ ПРОСВЕЩЕНИЯ ЯРЧЕ ВСЕГО ВЫРАЖЕН ТАКИМ ЭЛЕМЕНТОМ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА, КАК КОЛОННАДА, ПОСТРОЕННАЯ ЗДЕСЬ РАДИ ДВУХ ФИЛОСОФСКИХ ФРАЗ:

«В ТОТ МИГ, КОГДА НА КАМНЕ БЫЛО ВЫСЕЧЕНО СЛОВО, НАЧАЛАСЬ ИСТОРИЯ» - ЭТО ИЗРЕЧЕНИЕ МОЖНО СЧИТАТЬ ВСТУПЛЕНИЕМ В НЕКУЮ АЛЛЕЮ ЦИВИЛИЗАЦИЙ, КОТОРОЙ, ПО СУТИ, И ЯВЛЯЕТСЯ ВЕСЬ СТАРЫЙ ПАРК.

ВТОРАЯ НАДПИСЬ СОСТОИТ ИЗ ДВУХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ КРЫЛАТЫХ ФРАЗ. ОДНАКО, ПОСТАВЛЕННЫЕ В РЯД, ОНИ ОБРЕТАЮТ ОСОБЕННЫЙ СМЫСЛ:

«ДАЖЕ БОГИ НЕ В СИЛАХ ИЗМЕНИТЬ ПРОШЛОЕ... НО ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ.»

ЗДЕСЬ ВСЕ ИНФОРМАТИВНО – СОЧЕТАНИЕ МАТЕРИАЛОВ, ЦВЕТ, ЛИНИЯ, ФОРМА…

И, ВСЕ ЖЕ, ГЛАВНОЕ В КЛАССИЧЕСКОМ ПАРКЕ – НЕ ИНФОРМАТИВНОСТЬ, А ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА, ОЩУЩЕНИЕ СПОКОЙСТВИЯ И «ЧУВСТВА МОМЕНТА», ПРИНЦИПА «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС».

БЕСЕДКА-РОТОНДА МОЖЕТ ПОСЛУЖИТЬ СИМВОЛОМ И КЛЮЧЕВОЙ ФИГУРОЙ КАЖДОГО ПАРКА. ОНА И ИЗГОТОВЛЕНА ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТ. ЕЕ НЕ ПОЦАРАПАЕШЬ ГВОЗДЕМ, ЕЕ НЕ НАДО КРАСИТЬ. СОЗДАЕТСЯ РОТОНДА ИЗ ТАКОГО КАМНЯ, КОТОРЫЙ С ГОДАМИ НЕ ВЕТШАЕТ, А, НАПРОТИВ, ОБРЕТАЕТ НЕЗЫБЛЕМОСТЬ И ВЕЛИЧИЕ. КАМЕНЬ МОЖЕТ ПОЧЕРНЕТЬ И ЗАМШЕТЬ, НО В ЭТОМ И РАСКРОЕТСЯ ЕГО ЕСТЕСТВЕННАЯ КРАСОТА, А САМОСОЗЕРЦАНИЕ КАМНЯ РАЗБУДИТ В НАС ТЕ ЖЕ ЧУВСТВА, ЧТО И СОЗЕРЦАНИЕ ВОДЫ ИЛИ ОГНЯ.

КУПОЛ РОТОНДЫ НЕ ПОКРЫТ КРОВЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ, ЧТО ПРИДАЕТ СООРУЖЕНИЮ ОСОБУЮ ЦЕЛЬНОСТЬ. РАДИ ЭТОГО ПРИ ЕЕ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПРИШЛОСЬ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПРИМЕНЕНИЯ АРМАТУРЫ, ВОСПОЛЬЗОВАВШИСЬ ТОЛЬКО КАМНЕМ. Т.Е. ПРИМЕНИТЬ ТЕ ТЕХНОЛОГИИ, КОТОРЫМИ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ МАСТЕРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ, ЧЬИ ТВОРЕНИЯ ПРЕКРАСНО ДОЖИЛИ ДО НАШИХ ДНЕЙ (В ОТЛИЧИЕ, ЗАМЕТИМ, ОТ СОВЕТСКИХ ФОНТАНОВ 50-Х–70-Х ГОДОВ).

Классицизм