Готика

КАК СЛОЖИВШЕЕСЯ АРХИТЕКТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГОТИКА ВОЗНИКЛА ВО ФРАНЦИИ В СЕРЕДИНЕ 12 ВЕКА. СТРЕЛЬЧАТЫЕ АРКИ, НЕРВЮРНЫЕ СВОДЫ И ВЫПИРАЮЩИЕ НАРУЖУ ОПОРЫ-КОНТРФОРСЫ - ВОТ ЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.

МАЛО ГОТИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ДОШЛО ДО НАШИХ ДНЕЙ В СВОЕЙ НЕИЗМЕННОСТИ. ПОЧЕРНЕВШИЕ, СКЕЛЕТООБРАЗНЫЕ, УСТРЕМЛЕННЫЕ В НЕБО МНОГОЧИСЛЕННЫМИ ШПИЛЯМИ, КОТОРЫЕ СИМВОЛИЗИРОВАЛИ СЛОЖЕННЫЕ В МОЛИТВЕ РУКИ, ОНИ УЖЕ В 19 ВЕКЕ БУДОРАЖИЛИ ВООБРАЖЕНИЕ ПИСАТЕЛЕЙ-РОМАНТИКОВ.

НЕВЕРОЯТНО СЛОЖНЫЕ В СВОЕЙ КОНСТРУКЦИИ КАМЕННЫЕ ИЗВАЯНИЯ НАВЕВАЛИ МИСТИЧЕСКИЙ ХОЛОДОК. ТЕМНЫЕ ГАЛЕРЕИ, ПЕРЕХОДЫ И ПОДВАЛЫ, МРАЧНЫЕ ЛЕСТНИЦЫ И ЧЕРДАКИ – ВСЕ ХРАНИЛО ПЕЧАТЬ ТАЙНЫ, БЫЛО ОКУТАНО ШЛЕЙФОМ ЛЕГЕНД И ПРИЗРАКОВ.

НА САМОМ ДЕЛЕ ГОТИКА ВОЗНИКЛА СОВЕРШЕННО «СВЕТЛОЙ», КАК НЕБЕСНОЕ СИЯНИЕ. ЧЕЛОВЕК 12-ГО ВЕКА, ВХОДЯЩИЙ В ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НЕФ ГОТИЧЕСКОГО СОБОРА, ПОРАЖАЛСЯ ПРИЧУДЛИВОСТЬЮ СВЕТА, СТРУЯЩЕГОСЯ ИЗ ВИТРАЖЕЙ. ДВАДЦАТИМЕТРОВОЙ ВЫСОТЫ БЕЛОКАМЕННЫЕ СВОДЫ И КОЛОННЫ, УСТРЕМЛЕННЫЕ В НИХ, ПРОИЗВОДИЛИ ВПЕЧАТЛЕНИЕ НЕВЕСОМОСТИ. ТАКОЕ СТРОЕНИЕ КАЗАЛОСЬ НЕВЕРОЯТНЫМ ДЛЯ ТВОРЕНИЯ РУК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ . ОНО БЫЛО БОЖЕСТВЕННЫМ.

НЕСЛУЧАЙНО И НЕ ВДРУГ ПРОИЗОШЛО ЭТО ЧУДО. ВО ФРАНЦИИ ТОГО ВРЕМЕНИ, ИСТЕРЗАННОЙ МЕЖДОУСОБИЦЕЙ, ОБОЗНАЧИЛАСЬ ТЕНДЕНЦИЯ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ, УСИЛЕНИЯ ВЛАСТИ КОРОЛЯ И КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОТИКИ МОЖНО РАССМАТРИВАТЬ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЭКСПАНСИВНОЙ ПОЛИТИКИ ФРАНЦИИ В ЕВРОПЕ. МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО ЭТА АРХИТЕКТУРА ЯВИЛАСЬ НЕ ТОЛЬКО СИМВОЛОМ, НО И ОРУДИЕМ ДЛЯ ВОЗВЫШЕНИЯ ОДНОГО ГОСУДАРСТВА НАД ДРУГИМИ. КСТАТИ, С ЭТОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВООБЩЕ ВСЮ ВЫСОКУЮ АРХИТЕКТУРУ МОЖНО РАССМАТРИВАТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИКИ.

ПОЛИТИЧНА И САМА ГОТИКА. НАВЕРНОЕ, ПОЭТОМУ ГОТИЧЕСКИЙ ФОНТАН СТАРОГО ПАРКА НАШЕЛ СВОЕ МЕСТО ПЕРЕД ЦЕНТРАЛЬНЫМ ВХОДОМ, СТАВ ЕДИНЫМ ЦЕЛЫМ С ДОМОМ АРХИТЕКТОРА.

ФОНТАН ЗАНИМАЕТ ПОЧЕТНОЕ МЕСТО ПЕРЕД ВХОДОМ В СТАРЫЙ ПАРК, НЕИЗМЕННО ПРИВЛЕКАЯ ВНИМАНИЕ ВСЕХ, ОКАЗАВШИХСЯ РЯДОМ.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ЗДЕСЬ ЕСТЬ ЧТО ПОСМОТРЕТЬ, И О ЧЕМ ЗАДУМАТЬСЯ. ДЛЯ ТЕХ, КОМУ НРАВЯТСЯ ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫ СТРУИ ВОДЫ, БЬЮЩИЕ ИЗ ПАСТЕЙ ГГУЛИЙ, И ПОПАДАЮЩИЕ В ЧАШУ С ПРОЗРАЧНОЙ ГОЛУБОЙ ВОДОЙ, САМ ХРУПКИЙ СИЛУЭТ СООРУЖЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЙ БЛАГОДАРЯ ВЫТЯНУТЫМ ЛИНИЯМ И АЖУРНЫМ КОНСТРУКЦИЯМ.

ДЛЯ ТЕХ, КТО ПЫТАЕТСЯ ВИДЕТЬ ВЕЩИ ГЛУБЖЕ, ИНТЕРЕСНА БУДЕТ ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ГОТИЧЕСКОГО ФОН ТАНА. ИСХОДЯ ИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЕВРОПЕЙЦЕВ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ФОНТАН СИМВОЛИЗИРОВАЛ СОБОЙ ИСТОЧНИК ЖИЗНИ. ВОДА САМА ПО СЕБЕ ОЛИЦЕТВОРЯЕТ ЖИЗНЬ. МЕСТО ВОЗНЕСЕНИЯ ПРАВЕДНИКА НА НЕБЕСА ВИДЕЛОСЬ В ОБРАЗЕ ХОЛМА, У ПОДНОЖИЯ КОТОРОГО БИЛ ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ ИСТОЧНИК ЖИЗНИ.

НА КАРТИНЕ ГОЛЛАНДСКОГО ХУДОЖНИКА 15 ВЕКА ДИРКА БАУТСА ИЗОБРАЖЕН ИМЕННО ТАКОЙ ИСТОЧНИК. ОН ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ АРХИТЕКТУРНОЕ СООРУЖЕНИЕ В СТИЛЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ГОТИКИ. ГОТИЧЕСКИЙ ФОНТАН «СТАРОГО ПАРКА» В КАКОЙ-ТО СТЕПЕНИ ПЕРЕКЛИКАЕТСЯ ИМЕННО С ЭТОЙ КАРТИНОЙ.

СКУЛЬПТУРНАЯ ГРУППА, ПРЕДСТАВЛЕННАЯ ЗДЕСЬ, НЕСЕТ В СЕБЕ ОСОБЕННЫЙ СМЫСЛ. ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ ОБРАЗЫ СВ. ПАВЛА, СВ. ГЕОРГИЯ, СВ. ПЕТРА И МЕФИСТОФЕЛЯ ЕСТЬ НЕКИЙ СИНТЕЗ И АЛЛЕГОРИЯ ВНУТРЕННЕГО ПРОТИВОРЕЧИЯ, СУЩЕСТВУЮЩЕГО В КАЖДОМ ИЗ НАС. СКУЛЬПТУРНЫЕ ОБРАЗЫ ОБОЗНАЧЕНЫ СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ЭПИТЕТАМИ: УСМИРЯЮЩИЙ, РАЗЯЩИЙ, ХРАНЯЩИЙ И ВЕЗДЕСУЩИЙ. СВ. ГЕОРГИЙ РАЗИТ ДРАКОНА, ОЛИЦЕТВОРЯЮЩЕГО СОБОЙ МИРОВОЕ ЗЛО. СВ. ПАВЕЛ ПОБУЖДАЕТ К УСМИРЕНИЮ ВНУТРЕННИХ СЛАБОСТЕЙ, ВЫРАЖЕННЫХ В ВИДЕ СЕМИ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ. СВ. ПЕТР, ХРАНИТЕЛЬ РАЙСКИХ ВРАТ, НЕ СЛУЧАЙНО ПОВЕРНУТ ЛИЦОМ КО ВХОДЯЩЕМУ В ПАРК, ТАКЖЕ НЕСЛУЧАЙНО НА ПАРКОВЫХ ВОРОТАХ, ПРИСУТСТВУЕТ РАЙСКИЙ МОТИВ. И НЕЛЬЗЯ НЕ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ, КАК ИЗ-ЗА ПЛЕЧА СВ. ПЕТРА СВЕТИТСЯ КОВАРНАЯ УХМЫЛКА ЛУКАВОГО, ПОМЕЧЕННОГО ЗДЕСЬ ВЕЗДЕСУЩИМ. ОБРАЗ ДЬЯВОЛА В СРЕДНИЕ ВЕКА, ИСКУШАЮЩЕГО СМЕРТНЫХ, БЫЛ ПОВСЮДУ. ОН ИСКУШАЛ ДАЖЕ ИИСУСА ХРИСТА В ПУСТЫНЕ. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ БЫЛА ТАКОВА: НЕЛЬЗЯ РАССЛАБЛЯТЬСЯ, ИБО ПРИСУТСТВУЮЩИЙ ДЬЯВОЛ В КАЖДОМ ИЗ НАС. И НУЖНО БЫТЬ ГОТОВЫМ НЕ ПОДДАТЬСЯ ИСКУШЕНИЮ И СЛАБОСТИ.

Готика